alexshevch (alexshevch) wrote,
alexshevch
alexshevch

13'20 - Изыскание изучений. Ежегодный кураторский проект Дарьи Камышниковой в ММоММа

В Ермолаевском переулке, д. 17, в филиале ММОМА на прошлой неделе открылась ежегодная выставка "молодого искусства", у которого уже более 10 лет куратором выступает Дарья Камышникова. На этот раз её девиз "Изучение изысканий", или на английском (менее ярко): "Analysis of reswarch".


Я всегда с удовольствием посещаю эти выставки. Не ставя своей целью сравнивать их с Биеннале современного искусства или с выставками в Гараже. Хотя бы для того, чтобы посмотреть на таких симпомпончиков (Мари Сокол. Сила знаний. М.В.Ломоносов. 1711-1765).




Верхняя иллюстрация и следующие ниже две фотографии взяты с сайта и фейсбука Московский Музей Современного Искусства - остальные сделаны мною ("мыльницей")

 Перед посещением выставки я посмотрел фотографии с вернисажа:




Девиз "Изучение изысканий" и, особенно, его англоязычная версия, позволяли трактовать тематику, как взгляд молодого художника на науку. Я уже привык, что на выставках Камышниковой заявленная тема трактуется ее участниками о-о-О-чень широко, поэтому не напрягал себя размышлениями у каждой работы, с какого ракурса очередной молодой художник делает свои изыскания в изучений. А просто ходил и разглядывал их, не без удовольствия.

Мне всегда интересны были размышления художников contemporary art о своих произведениях. На этой выставке был самый минимум текстов авторов. Наиболее привлекательный текст - это текст самой Дарье Камышниковой. Я его помещу в конце поста. Я полностью несогласен с ним, начиная от утверждениях в цитатах "великих", до многих запятых. Без всяких исключений. На все 100 %. Но спорить не буду и это не значит, что он мне не интересен. Более того, я с удовольствием пойду на следующую выставку Дарьи Камышниковой.

Следующий по длине текст я обнаружил у видео, что справа на второй фотографии с вернисажа. Там, где сладкая парочка пушистиков с глазками. Вот он: "Эта видеоинсталляция иллюстрирует культурную эволюцию клише, пропущенного через жернова поисковой машины современности Google Images Search. Этот сервис позволяет искать подобные изображения. Я взяла три шаблонных художественных образа знаменитые работы Дюшана, Ван Гога и Леонардо. Я помещала изображения в онлайн сервис. Потом я выбирала одно из найденных изображений и снова помещала в сервис. Я сделала по десять аналогичных итераций с каждым из первичных изображений. В итоге эта видеоинсталляция представляет собой эволюционнные последовательности из изображений, берущих своё начало в шаблонных художественных образах". Елена Трифонова. Cliché Evolution Algorithm (Алгоритм эволюции клише). Видео, 2'45", 2012".

Я даже попытался передать это фотографиями экрана (цвет у меня получился отвратно). Начнем с cliché Дюшана:

Гугл нашел следующий Image (шаг 1):

Еще один Google Images Search-шаг эволюции:

И еще один гугл-шаг:

И так далее. Работу, конечно, надо смотреть на выставке.... Гугл для современного молодого человека - эта такая же объективная и повседневная реальность, как распускающий позже других деревьев листья дуб для героев "Войны и мира". Со своей логикой и своей эстетикой.

"Другие игрушки" (Оксана Климанова, фото, 2013). Да, "игрушки" другие. Не лучше, не хуже, чем у Наташи Ростовой, просто они совсем другие:


На улице, точнее в Ермолаевском переулке дождь прошёл, выглянуло солнышко. И даже немного подсохло:

Получив впечатления и пищу для размышлений (постараюсь продолжить пост), с благодарностью к Дарьи Камышниковой я покинул выставку.

А вот её теперь "текст-манифест", со смыслом которого я не согласен на 100 %. Ну и что, что я не согласен ни с Бэконом, ни с Жижеком? Сама выставка мне понравилась

Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами.
Фрэнсис Бэкон

И хотя наука может нам помочь, она не в состоянии сделать всю работу за нас. Вместо того, чтобы надеяться, что наука предотвратит конец света, мы должны надеяться на себя и учиться воображать и творить новый мир.
Славой Жижек

Эпоха науки, её служение непосредственным нуждам человека, продлилась пару веков. Человечество, как-то истошно, бросилось упрощать свое существование, не задумываясь о последствиях. Индустриальный мир подчинил науку производству. Массовое производство привело к повсеместному внедрению научных открытий в различные сферы человеческой деятельности. Общество потребления стало требовать скорых результатов, что вынудило учёных, ради продления финансирования исследований, искать быстрое практическое применение своим идеям.

ХХ век, посредством науки попытался не только накормить человечество, но и решил вопрос возможности его мгновенного исчезновения.

Мартин Хайдеггер писал: «Изначальный ужас может проснуться в нашем бытии в любой момент. Для этого совсем не надо, чтобы его разбудило какое-то экстравагантное событие. Глубине его действия отвечает мелочность возможных поводов для него». И наука стала таким поводом. То, что должно было накормить нас, одеть, обогреть и упростить нашу жизнь, внезапно стало источать угрозу самому существованию человечества, такого как мы его знаем..

Человеческая психика адаптировалась к состоянию постоянной угрозы и обратила, по мнению Бодрийяра, потребление новых технологий в подобие карго-культа, но может ли наш организм быть таким же подвижным как психика и превратить угрозу в часть своего существования?

На низвержение науки повлияли не только наши страхи. Стремясь всё стандартизировать, оптимизировать и стимулировать эффективность даже в таких отраслях человеческой деятельности как наука, общество потребления ввело рейтинг цитирования для определения ценности тех или иных исследований, что привело к неприятию массовым сознанием научной деятельности всерьёз. У кого теперь не вызовет улыбку словосочетание «британские учёные»...

Благодаря средствам массовой информации любая ошибка в экспериментах, даже потенциальная возможность катастрофы при научном опыте превращается в информационный повод тиражируется и интерпретируется, занимая слабые умы и провоцируя их к очередному витку недоверия.

События этого лета очередной раз показали, что страхи обоснованы. Рождённая наукой «цифровая среда», в которой живёт современный человек, не только упрощает и ускоряет обмен информацией. Но и способствует созданию подобия оруэлловской антиутопии, погружая человека в мир тотального контроля.

Спустя 31 год после настоящего 1984-го года правительства крупных держав объявили охоту на Эдварда Сноудена, сделавшего достоянием общественности степень контроля, которому подвергается личная переписка не только политиков и общественных деятелей, но и простых граждан. Как и предрекал вслед за Юлиусом Эволой, Эдуард Лимонов в своём «Дисциплинарном санатории» государство опутывает нас паутиной слежки и контроля создавая таким образом «мягкий» тоталитаризм.

Итак. Что мы видим. За последние сто лет цивилизация прошла путь от обожествления научного труда до полной его дискредитации. Образ учёного трансформировался из Творца или соперника Творца в Доктора Зло?

Дарья Камышникова

Tags: contemporary art, Москва, живопись, инсталляции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments